Динамика изменений внешнеэкономической деятельности Донецкой области за 2014-2017 годы: прямые иностранные инвестиции

mariupol_port

Стайловская Алина

За последние 3 года внешнеэкономическая деятельность Донецкого региона претерпела значительные изменения. Это связано, прежде всего с военным конфликтом на Донбассе и общим экономическим спадом. И если в остальные регионы страны постепенно начинают заходить иностранные инвестиции, то Донецкая область остается за границами этого процесса.

Вашему вниманию представлен ряд публикаций на тему “Динамика изменений внешнеэкономической деятельности Донецкой области за 2014-2017 годы. ” Динамика изменений ВЭК региона будет рассмотрена согласно следующим направлениям: прямые иностранные инвестиции, структура внешней торговли, структура экспорта – импорта.

Прежде всего необходимо раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности. Согласно законодательству Украины, внешнеэкономическая деятельность – это деятельность субъектов хозяйственной деятельности Украины и иностранных субъектов, построенная на взаимоотношениями между ними.

На законодательном уровне ВЭК регулируется более чем 30 законодательными актами, основные из них:
• ЗУ “Про внешнеэкономическую деятельность” от 16.04.91 г.
• Хозяйственный кодекс Украины, раздел 7.
• ЗУ “Про режим иностранного инвестирования” от 19.03.96 г.
• Таможенный кодекс Украины от 12.12.92 г.
• Налоговый кодекс Украины
• ЗУ “Про единый таможенный тариф” от 06.02.96 г.
• ЗУ “О режиме иностранного инвестирования”

Прямые иностранные инвестиции

Прямые иностранные инвестиции – это реальный финансовый ресурс, вкладываемый нерезидентами страны в предприятия, землю и другие объекты. Согласно данным главного управления статистики в Донецкой области, в 2014 году ПИИ составляли более 3781 млн. дол. США. С началом военного конфликта объем инвестиций начал постепенно сокращаться. Уже в 2015 году произошло их рекордное сокращение на 1467,1 млн. дол. США. В период 2014-2017 инвестиции сократились на 2156,1 млн. дол США. Более детально информация представлена на графике.

Донецкая область - прямые иностранные инвестиции

Кроме того, до начала 2017 года общий объем прямых инвестиций из Донецкой области в экономику других стран составил 5938,6 млн.дол. США.

Ниже представлены диаграммы, которые отражают прямые инвестиции иностранных государств в экономику Донецкой области за 2014 и 2016 гг.

Инвестиции в Донецкую область 2014

Инвестиции в Донецкую область 2016

В диаграммах четко просматривается, что лидером остается Кипр, вложивший 1585,1 млн. дол. в 2014 и 760,3 в 2016 году. Несмотря, на то что в денежном отношении сумма сократилась в 2 раза, в процентном соотношении инвестиции Кипра увеличились на 6,8 %. На втором месте – Нидерланды (1173,1 млн.дол в 2014 году; 425,6 млн.длл в 2016 году). В процентном соотношении объем инвестиций сократился на 2,8 %. На третьем месте в 2014 году была Литва, вложив 248,1 млн. дол, в 2016 году – 73,4 млн. дол. За это время инвестиции сократились на 6,3 % и составили 0,2 % от общей суммы. В 2016 году в тройке лидеров по инвестициям Литву заменила Германия, инвестировав 137,2 млн. дол, и 202,7 млн. дол. в 2014 году соответственно. Инвестиции Великобритании сократились с 91 млн. дол. до 70,6 млн.дол., но в процентом отношении увеличились с 2,4 до 4,5 %, в общей сложности рост составил 2,1 %. Инвестиции Виргинских островов сократились более чем в 4 раза или на 2,3 %: с 157,5 млн. дол. до 29,8 млн. дол. Вклад Швейцарии составил 53,4 млн. дол. в 2014 году и 26,5 млн. в 2016 году, в процентном соотношении вырос на 0,3 %. Инвестиции Франции совратились с 112,5 млн. в 2014 году и до 24,6 млн. в 2016 году, разница составляет 1,4 %.

Несмотря на то, что просматривается общая тенденция существенного сокращения общих инвестиций на 2156,1 млн. дол, такие страны как Кипр, Великобритания, Швейцария увеличили долю вложений в процентном соотношении.

Очевидно, что главным инвестором является Кипр. Это объясняется тем, что Кипр – это международный оффшорный центр. Поэтому большая часть инвестиций в экономику страны (93,7 %) и региона (48,6%) проходит через него. Эти средства принадлежат не государству Кипр, а украинским бизнесменам, которым выгодно выводить деньги из Украины через офшоры. А затем снова возвращать их в виде иностранных инвестиций в свое же производство, торговлю, строительство, IT и финансовый сектор.

Нидерланды, также являются, офшорным финансовым центром, но при этом в инвестициях, которые заходят в Украину, есть и национальный голландский капитал. Голландия небольшая страна, и видит в Украине огромный источник ресурсов. Такие инвестиции дают Голландии доступ к дешевой рабочей силе, низкой себестоимости производства, быстрой доставке товаров (или выгодному географическому положению).

Донецкий регион имеет огромные ресурсы и высокий потенциал, но не имеет современных технологий и достаточных финансовых средств. Именно этим мы интересны иностранным и украинским инвесторам. Согласно плану инвестиционных предложений, Донецкая областная государственная администрация подготовила 44 инвестиционных предложения общей стоимостью 1,067 млрд. долл. США. Предложения касаются строительной сферы (реконструкция зданий, котельных), производства (организация производственных цехов, создания предприятий, тепличных комплексов ), энергетики (расширение технологических возможностей производства энергетического направления, перевод жилых массивов на индивидуальное электрическое отопление, строительство ветровой электростанции), туризма и отдыха (развитие рекреационных зон, зон отдыха озера, развитие прибрежных зон, организация аеротуристичного комплекса и др. ). Кроме этого, инвесторам предложено 207 земельных участка общей площадью 2,02 тыс. га, а также 35 объектов общей площадью 166 тыс. м². Становится очевидно, что Донецкий регион имеет большой потенциал и вкладывать инвестиции есть куда.

Таким образом, несмотря на большое количество инвестиционных проектов, их объем продолжает сокращаться и в будущем эта тенденция будет сохраняться. Причины: постоянные боевые действия, не просматривается вероятность урегулирования конфликта в ближайшем будущем, отсутствие серьезных реформ и гарантий для инвесторов на национальном и региональном уровнях. По этим причинам в регион еще долго не будут заходить внешние инвестиции, однако эту проблему вполне реально исправить привлечение внутреннего инвестора и созданием для него благоприятных условий.